Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /var/www/imperatrisa/data/www/kovchegtours.ru/d3792b316ea173f932ddf7bb76f86ef9/sape.php on line 573 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /var/www/imperatrisa/data/www/kovchegtours.ru/d3792b316ea173f932ddf7bb76f86ef9/sape.php on line 579 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /var/www/imperatrisa/data/www/kovchegtours.ru/d3792b316ea173f932ddf7bb76f86ef9/sape.php on line 322 Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /var/www/imperatrisa/data/www/kovchegtours.ru/d3792b316ea173f932ddf7bb76f86ef9/sape.php on line 328 Сказание о Дадхьянче »
сайт об Индии
природа Индии


{ls} {sll}
Загадки Индии
» Мифология » Сказание о Дадхьянче

Сказание о Дадхьянче

Индия

Богу Тваштару, Всесозидателю, принадлежала корова, вымя которой источало чудесную влагу — сому.

сказание о Дадхьянче


Тваштар и был хранителем сомы, но имя своей чудесной коровы и место ее пребывания он скрывал даже от богов. И только мудрый Дадхьянч из рода Ангираса знал эту тайну. Но и он не открывал ее богам.

Он, как и Тваштар, был близок асурам, черпавшим силу в его тайном знании.

Меж тем хитроумные Ашвины, божественные целители, единственные из богов отлученные от возлияний сомы за свою близость к людям, замыслили проникнуть в тайну, хранимую Дадхьянчем.

Они пришли к мудрецу и сказали:

«Мы хотим быть твоими учениками».

— «Чему же вы хотите научиться у меня?»

— «Мы хотим постигнуть тайну возлияний сомы, — отвечали Ашвины Дадхьянчу. — И мы хотим узнать, где пребывает волшебная корова Тваштара».

Но мудрец возразил:

«Индра, царь богов, угрожал мне, что, если я открою эту тайну кому-нибудь кроме него самого, он снесет мне голову своим оружием. Я страшусь его гнева, о сыны Вивасвата, и потому могу взять вас к себе в ученики».

Тогда Ашвины сказали ему:

«Не бойся, мы защитим тебя от гнева Индры».

— «Как же вы сумеете защитить меня?»

— «Если ты сделаешь нас своими учениками, — сказали Ашвины, — мы спрячем твою голову так, что Индра не узнает об этом. На ее место мы приставим тебе конскую голову, а когда Индра ее срубит, мы вернем тебе настоящую».

Мудрец согласился, и они спрятали его голову, а на ее место приставили конскую. И устами коня Дадхьянч поведал им тайны, которые они хотели знать; он открыл им, что божественная корова Тваштара скрывается на луне.

Вскоре Индра узнал, что Дадхьянч ослушался его и тайны, скрытые от него самого, поведал Ашвинам. В гневе он снес мудрецу голову своею ваджрой. Далеко отлетела конская голова и упала в озеро, расположенное на горе Шарьянават на краю света. Но Ашвины исцелили обезглавленного Дадхьянча, снова приставив к его плечам его настоящую голову.

Тогда мудрый Дадхьянч взошел на небо. А сила асуров на земле возросла непомерно, и царь богов уже не мог справиться с ними.

«Сила асуров зависит от Дадхьянча», — узнал Индра.

Божественные мудрецы поведали ему, что только с помощью конской головы, отсеченной им у Дадхьянча, он сможет одолеть своих врагов. Индра отправился на поиски, и в горном озере он нашел конскую голову, исполняющую желания. Оружием, сотворенным из костей той головы, повелитель небесного царства истребил асуров. И он узнал тогда тайну Тваштара и похитил его сому.



Дадхьянч



  • Миф о Дадхьянче излагается в ведийской литературе довольно неясно. В нашем изложении мы соединили несколько версий. В «Шатапатха-брахмане» Дадхьянч открывает Ашвинам тайну возлияний сомы. В «Ригведе» говорится о «меде Тваштара», скрытом от Ашвинов, в другом гимне упоминается корова Тваштара, скрывающаяся на луне, и конская голова Дадхьянча, найденная Индрой в горах, костями которой он истребил девяносто девять драконов; эти мотивы поясняются в позднейшей комментаторской литературе, которая используется в данном изложении мифа. В «Махабхарате» образ Дадхьянча (Дадхичи), восходящий, видимо, как и Ашвины, к культу зооморфного божества, непосредственно связывается с мифом о Вритре и происхождении ваджры.
  • Всесозидатель (Вишвакарман) — в ранней литературе употребляется иногда как эпитет Тваштара; позднее Вишвакарман — имя самостоятельного божества, сменяющего Тваштара в пантеоне.
  • В комментарии Саяны Дадхьянч именуется сыном жреца-атхарвана. Атхарван, жрец огненного культа, иногда понимается как имя собственное, принадлежащее мифическому основателю культа огня и сомы, отождествляемому с Ангирасом.
  • В комментарии Саяны говорится, что асуры черпали силу уже в одном лицезрении Дадхьянча; но подробнее связь его с асурами не объясняется. Можно полагать, что Дадхьянч, как и Тваштар, принадлежит мифологии более архаической стадии исторического развития, вытесняемой героической мифологией Индры; отсюда «демонизация» этих образов.
  • В комментарии Саяны корова Тваштара отождествляется с солнцем.




 
Вы бывали в Индии?
Да! Отличная страна!
Нет пока, но это моя мечта.
Нет, но хотелось бы.
Нет! И не собираюсь в Индию.

новости Индии


Индия